Россия и Турция-гарант стабильности в Черном море

Поделись с друзьями:

После распада СССР и окончания Холодной войны военно-политический блок НАТО приступил к активным поискам своей новой идентичности. Одновременно с этим и Турция начала искать для себя новую роль, после того как качество «южного фланга НАТО» несколько утратило свою актуальность.

В контексте обстановки в Черноморском бассейне Турция стремится к проведению своей собственной политики «третьего пути», не следуя слепо в фарватере НАТО и балансируя между региональными странами, включая Россию и Украину.

С одной стороны, в ходе российско-грузинского конфликта 2008 г. Турецкая Республика продемонстрировала решимость четко следовать условиям Конвенции Монтрё и ограничила проход американских военных судов в Черное море через Проливы. Впрочем, турецкий подход к кризису нельзя рассматривать в качестве пророссийского, поскольку ни Республика Абхазия, ни Республика Южная Осетия, отделившиеся от Грузии, Турецкой Республикой официально признаны не были.

Наличие между Турецкой Республикой и Российской Федерацией областей тесного пересечения как политических, так и экономических интересов, а также интенсивный диалог на всех уровнях, включая высший, дает Турции возможность предлагать себя в качестве посредника в урегулировании регулярно возникающих между Россией и Украиной конфликтов.

В контексте обстановки в Черноморском бассейне Турция стремится к проведению своей собственной политики «третьего пути», не следуя слепо в фарватере НАТО и балансируя между региональными странами, включая Россию и Украину.

Интересы Турции и России, отчасти парадоксальным образом, совпадают: Турция, укрепляющаяся в регионе, не заинтересована в том, чтобы НАТО стал доминирующей силой в Черноморском бассейне, что неизбежно снизит турецкое влияние и ужесточит рамки блоковой солидарности.

Черноморский регион буквально на глазах становится зоной повышенной конфликтности из-за жесткой конфронтации России с Западом в целом. Ситуация в бассейне Черного моря имеет тенденцию к усложнению, в частности, характеризуясь ползучим проникновением НАТО в регион, что требует создания дополнительных экономических «якорей» стабильности между Россией и Турцией.

Региональные инициативы в Черноморском бассейне в нынешней ситуации в многостороннем формате затруднены, поэтому в ближайшие годы России придется решать свои региональные вопросы, в первую очередь, на двусторонней основе. Турция, являясь после России самым сильным, как в экономическом, так и в военно-политическом смысле государством Черноморского бассейна, должна оставаться приоритетным направлением региональной политики Российской Федерации. При этом следует учитывать определенное совпадение черноморских интересов двух стран, в частности, по ограничению присутствия НАТО в регионе.


Поделись с друзьями: