Борьба за правду или ложь, кому выгодно распространять FAKE NEWS

Поделись с друзьями:

В течение последних лет в мировой политике и культуре происходили не только значительные изменения, связанные с такими событиями, как президентские выборы в США, выход Британии из Евросоюза, всплеск сепаратизма в Европе, — но появились и новые понятия, укоренившиеся в политическом лексиконе и общественном сознании. В 2016 году, словом года, по версии издательства Oxford University Press, стало — post-truth (постправда). «Слово описывает обстоятельства, в которых объективные факты менее важны для формирования общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям», — объяснили свой выбор составители Оксфордского словаря английского языка. Причем, когда, по прошествии времени, раскрывается настоящая правда, она становится для общественности уже неинтересной.

В 2017 году составители словаря английского языка Collins Dictionary признали словом года словосочетание fake news. В этом словаре «фейковые новости» определяются как ложная, зачастую сенсационная информация, распространяемая под видом новостных сообщений. Как заявляют составители этого словаря, за последний год частота употребления этого выражения выросла на 365%. Во многом такой популярности словосочетание обязано Дональду Трампу, который часто использует его в своих речах.

В декабре прошлого года Еврокомиссия приняла План действий по борьбе с дезинформацией, а чуть ранее — в октябре — Свод практических правил, к которому на добровольной основе присоединились онлайн-платформы. Одна из главных задач этого сотрудничества, по версии пресс-службы Еврокомиссии, — «предлагать информацию и инструменты, помогающие людям принимать обоснованные решения, и облегчить доступ к различным точкам зрения на вопросы, представляющие общественный интерес, при этом выделяя надёжные источники». Проверка новостей — фактчекинг — отмечается как одно из важнейших направлений сотрудничества с Facebook.

Уделять особое внимание этому вопросу данная соцсеть начала в конце 2016 года на волне сообщений об использовании фейковых новостей в ходе американской президентской кампании. За дело взялась созданная годом ранее формально независимая Международная сеть проверки фактов (International Fact-Checking Network — IFCN). Именно её сотрудники определяют, какие сообщения в Facebook являются достоверными, а какие нет.

            Кто финансирует?

В данный момент около 60 проектов осуществляют сторонний фактчекинг для Facebook. География — Европа, Южная Америка, Африка, США, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Индия. Республики бывшего СССР пока не затронуты.

Чтобы начать «бороться» за правду в соцсети, недостаточно лишь желания — нужно пройти отбор, которым занимается Poynter Institute, и соответствовать требованиям политики института.

Poynter Institute назван в честь американского медиамагната Нельсона Пойнтера, который в 1975 году основал это учреждение. Тогда оно называлось Modern Media Institute. Проверкой фактов на подлинность Poynter Institute занимается достаточно давно, но совместный проект с Facebook начался только в конце 2016 года, на волне сообщений со стороны представителей Демократической партии США и представителей конгресса о вмешательстве России в американские выборы путём распространения фейковых новостей. Не все организации, участвующие в фактчекинговой сети IFCN, работают для Facebook, но все, кто хочет работать в этой сфере на Facebook, должны подписать кодекс принципов IFCN, пройти сертификацию и быть готовым к проверкам Poynter Institute.

То есть именно эта структура решает, кто и в какой стране будет определять, какие новости в Facebook считать ложными. Кто же финансирует это учреждение?

За последние годы Poynter Institute for Media Studies получал гранты от Google, MacArthur Foundation, Bill and Melinda Gates Foundation, Carnegie Foundation, Open Society Foundation*, Omidyar Network и т.д.

Последние две организации только в 2017 году выделили для НКО $1,3 млн — на развитие Международной сети проверки фактов.

Выполняет Poynter Institute for Media Studies и контракты для Агентства США по глобальным медиа (ранее Совет управляющих по вопросам вещания BBG), которое руководит деятельностью таких СМИ, как «Радио Свобода» и «Голос Америки».

Также этот институт получал заказы Государственного департамента — на повышение квалификации местных журналистов в Гамбии, Индии и Турции.

На службе Госдепа

Как отмечают некоторые эксперты, существующая в Facebook структура по борьбе с ложными новостями далека от соответствия принципам непредвзятости и объективности.

«Система проверки фейковых новостей по целому ряду причин необъективна, — отметил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Одна информационная позиция оказывается более приоритетной, чем другие». По сути, отмечает политолог, очень многое остаётся на усмотрение экспертов, которые оценивают неугодную им интерпретацию информации как ложную.

В свою очередь, политолог Александр Асафов подчёркивает: под прикрытием борьбы с фейковыми новостями формируется новый инструмент влияния на мировое общественное мнение.

«Официально Facebook — коммерческий сервис, но фактически его поставил себе на службу Госдепартамент США, — заявил Асафов. — И борьба с фейковыми новостями — это только вывеска — на самом деле это борьба с неугодным контентом и продвижение одной-единственной позиции, которая выгодна Госдепу, Соросу и прочим».


Поделись с друзьями: