Перспективы нормализации отношений Судана и Израиля

Поделись с друзьями:

В конце октября в рамках т.н. «расширения кольца мира вокруг Израиля» президент США Д.Трамп, при посредничестве администрации которого были достигнуты договоренности о нормализации отношени между Израилем, ОАЭ и Бахрейном, объявил об аналогичном шаге с переходным правительством Судана. Одновременно с этим американский лидер обратился к Конгрессу с тем, чтобы исключить последний из списка государств, спонсирующих терроризм. Таким образом стала очевидна цепочка, ранее раскрывавшаяся многими обозревателями, по логике которых для суданской стороны приоритетен не Иерусалим, а Вашингтон. Впрочем, сказанное далеко не единственный элемент, делающий судано-израильское примирение перспективным.

«Новая эра истинного мира», — как охарактеризовал эту новость глава израильского правительства Б.Нетаньяху, по данным как израильских, так и американских источников, должна принести Иерусалиму перспективу продвижения в решении проблемы инфильтрантов. Сегодня на израильской территории может находится порядка 6000-6300 выходцев из Судана, большинство из них – из Дарфура. Израильское правительство не заинтересовано в предоставлении им официального статуса беженцев, а наоборот стремится к тому, чтобы вернуть нелегалов назад. Однако одним из необходимых условий для этого является гарантия безопасности указанных лиц, которая косвенно будет вытекать из факта нормализации, поскольку в противном случае проживание во враждебной стране само по себе рискует оказаться основанием для преследования по приезду на родину. Еще в августе текущего года, когда слухи о грядущем примирении Судана и Израиля стали просачиваться в СМИ, израильский министр разведки Э.Коэн отмечал, что вопрос инфильтрантов должен быть обязательно включен в соответствующее соглашение.

В текущих реалиях появилась информация, что суданские и израильские представители рассматривают некий проект документа, на основании которого суданцы, находящиеся в Израиле, будут каким-то образом, судя по всему финансово, мотивироваться вернуться домой, поскольку силовое выдворение их противоречит международным нормам и чревато обострением противоречий с ООН. Соответственно, Судан – это не только прогресс в деле сближения с исламским миром, но и новый шаг, позволяющий закрепиться на африканском континенте. Есть шанс, что это выльется в более успешные соглашения по вопросу беженцев, нежели те, что правительство Б.Нетаньяху анонсировало ранее. При этом с точки зрения актуальной израильской внешнеполитической ситуации важно, что урегулирование проблемы мигрантов из Африки входит в список запросов к Б.Нетаньяху со стороны электората, особенно в Тель-Авиве, где в ходе последней череды избирательных кампаний он и партия Ликуд популярностью не пользовались.

Одним из основных последствий, вытекающих из нормализации и, как следствие исключения из американского списка государств-спонсоров терроризма, считается перспектива улучшения экономической ситуации в Судане, где инфляция, по данным на сентябрь 2020 г. достигла 170%. Впрочем, эффект этот не будет автоматическим. Во-первых, переходное правительство в обмен на послабления в свой адрес согласилось на выплаты жертвам терактов на сумму 335 млн долларов. Во-вторых, начавшийся процесс не гарантирует суданской экономике финансовых вливаний как таковых, а лишь открывает доступ к поддержке международных финансовых и экономических организаций, таких как МВФ. А они, как известно, к примеру из опыта Иордании, меняют заемные средства на глубокие структурные экономические реформы, которые далеко не всегда позитивны для населения. В-третьих, страна слишком долго была фактически выключена из международной торгово-экономической системы и для ее реинтеграции потребуется время и внешняя поддержка. В целом судано-израильское сближение, хотя и является элементом общей стратегии нормализации отношений Израиля с соседями в широком смысле, но представляет собой событие в некоторой степени более значимое. Связано это с тем, что оно затрагивает Африку, дальнейшее закрепление Израиля в которой в конечном итоге может обернуться крахом т.н. арабского большинства в ООН, на котором держатся многие пропалестинские резолюции. Кроме того, текущие процессы, связанные с Суданом, в большей мере затрагивают проблему палестинских беженцев, которую как Израиль, так и администрация Д.Трампа давно пытаются снять с переговоров о т.н. окончательном статусе. Наконец, ввиду проблемы инфильтрантов суданская тематика представляет для Б.Нетаньяху больший вес в сравнении с дипломатическими достижениями в направлении ОАЭ и Бахрейна, которые, не имея заметной внутриполитической подоплеки не помогли ему существенно скорректировать имидж в лучшую сторону на фоне протестных настроений граждан


Поделись с друзьями: