Чем вызвана бедность Грузии?

Поделись с друзьями:

ВВП Грузии в 2019 году составило 4,289 долларов, таким образом, Грузия будет отставать от соседей на Южном Кавказе и не только. Более того, Грузия является одной из самых бедных стран в Каспийско-Черноморском регионе. У Грузии есть все показания для экономического роста – хорошая управляемость экономическими институтами, прозрачность, низкий уровень коррупции, хорошее географическое положение, доступ к морю и нормальная транспортная инфраструктура, высокий уровень образования населения, отсутствие активных боевых действий, есть ассоциация и ЗСТ с Европейским союзом, а также ряд соглашений с соседями, но экономика в плохом состоянии. Выглядит парадоксально. Экономических объяснений этому нет. Они должны быть в политической сфере.

Почему так происходит?

Во-первых, у Грузии есть критическая проблема с политической преемственностью. Каждая новая власть перечеркивала все достижения предыдущей, проводила масштабную кадровую чистку, вплоть до массовых посадок, разрывала с прошлым и в результате этого терялась институциональная память, проваливались проекты, любое долгосрочное планирование становилось проблемным. Такой опыт у Грузии есть при транзите от коммунистического режима к Гамсахурдия в 1990 году, от Гамсахурдия к Шеварднадзе в 1992, от Шеварднадзе к Саакашвили в 2003 году и от Саакашвили к Иванишвили в 2012 году. С большой вероятностью, если Иванишвили проиграет тем или иным способом в ближайшие год-два, ситуация повторится. Более того, даже в советские времена все часто бывало так: когда власть взял Шеварднадзе, он активно боролся с предшественником Мжаванадзе и его наследием. А прежде было перечеркнуто наследие Кандида Чарквиани. (см. также Сталин как личность и как грузин. Грузия в сталинскую эпоху по воспоминаниям ее тогдашнего руководителя. Ч. 1.). Таким образом, мы имеем дело с политической традицией. В 1990 году ВВП Грузии упал на 14.8%. ВВП многих республик сократился с 1990 году, но спад в Грузии был самым большим. В 1992 году была вновь похожая ситуация – самый большой спад -44.9%. Однако все это развивалось уже на фоне конфликтов. А вот что интереснее. В 2003 году ВВП Грузии вырос на 11.1%, а в 2004 году – на 5.9%. Революция Роз тоже отрицательно сказалась на росте ВВП, как минимум краткосрочно. В 2012 году рост экономики составил 6.4%, а в 2013 – 3.4%. Тоже влияние очевидно! Все это не может быть случайностью: смена власти в Грузии, таким образом, как она происходит, регулярно приводит к экономическим провалам.

Второе объяснение – территориальные конфликты. Грузия потеряла 18% территории, которая входила в состав Грузинской ССР и международно признана за Грузией – Абхазию и Южную Осетию. И если Южная Осетия – преимущественно сельскохозяйственный регион, то у Абхазии было также транспортное и туристическое значение. Также, Грузия имеет беженцев. По результатам переписи 2014 года, 5.1% населения Грузии составляют беженцы от территориальных конфликтов (включая детей в семьях беженцев). Включая дооценку, это число составит на данный момент примерно 201 тысячу человек. Это – дополнительная нагрузка на социальную систему страны, а поскольку страна справиться с этим не может, это обостряет проблематику общественно-политических отношений в стране. Проблема территориальных конфликтов также связана с динамикой власти в стране. Грузия также потеряла абхазов и осетин, вдобавок – уменьшился ее рынок. И это дополнительно содействовало миграции и экономическому ослаблению страны. Третье объяснение – активная внешнеполитическая линия. Это настоящий парадокс: стремясь на Запад в том числе ради экономического благополучия, Грузия получает экономический провал именно из-за этого. Причины и механизмы этого описаны в разделе «Российско-грузинские отношения» выше, поэтому пересказывать их не буду. Если бы Грузия была нейтральной, то есть, формально отказалась от вступления в НАТО, в этом смысле ситуация бы сильно изменилась. Грузия стала бы восприниматься как более безопасное направление для международного транзита, также расширила бы географию экономического сотрудничества благодаря Северу. Это привлекло бы не только политически мотивированные инвестиции из США, Турции и Азербайджана, но и куда более широкий круг инвесторов. Политически очерченная внешнеполитическая линия вытекает как из территориальных конфликтов Грузии, так и из политической культуры и регулярной сменой власти с довольно жестким сценарием.


Поделись с друзьями: